главная продукция написать письмо контакты

Решения для железных дорог

Компания InterCAD является интегратором в области автоматизации проектно-конструкторской деятельности, занимаясь разработкой и внедрением современных технологий проектирования. Более 20 лет деятельности по разработке и внедрению программных решений для основных промышленных сфер дают нам большой прикладной опыт и понимание нужд конкретных компаний. В частности, для российских железных дорог мы готовы предложить комплекс отраслевых решений, необходимых для рациональной организации процесса.

Сегодня пакет программных продуктов, направленный на решение задач железной дороги, включает в себя несколько комплексов программ, отвечающих современным стандартам.

К таким инновационным решениям можно отнести программный комплекс Trimble Quantm — разработанный для оптимизации и оценки инвестиций в строительство линейных инфраструктурных объектов продукт.

Фото: rzd.ru

Функционал Trimble Quantm сводится к поиску наиболее экономически обоснованного решения при проектировании любого линейного объекта инфраструктуры — железной дороги, автомобильной трассы или трубопровода. Trimble Quantm проведет оптимальную транспортную кривую из точки А в точку B, учитывая огромный спектр данных и важные для пользователя критерии, которые потребуется предоставить системе перед началом расчетов: не только экономических и инженерных, но и экологических, общественных, культурных. Trimble Quantm воспринимает импортированные из систем САПР и ГИС данные, при этом пользователь может вводить собственные значения цен на разного рода работы и расходные материалы, обозначать «магниты» — точки притяжения магистрали, которыми обычно выступают крупные города, требующие обеспечения своих инфраструктурных нужд.

Итогом работы программы является набор от 5 до 50 альтернативных вариантов пролегания трассы, сгруппированных в потенциальные коридоры, внутри которых также можно вести оптимизацию. Результат представлен в графическом виде и продольном профиле объекта, программа генерирует пикетную ведомость, а также оценочную стоимость по всем вариантам, включая будущие эксплуатационные расходы.

Очевидно, что такой подход еще на этапе стратегического планирования позволяет прогнозировать и управлять стоимостью объекта, выбирать наиболее адаптированные под окружающую среду варианты. Практика показывает, что экономия средств может доходить до 50%. В Австралии при проектировании железной дороги для шахты Баухиния при выборе оптимизированного проекта трассы по сравнению с первоначальным, удалось сэкономить на строительстве порядка 23% от первоначальной стоимости трассы.

Строительство дорогостоящих мостов и туннелей далеко не всегда необходимо. Использование программного комплекса TrimblQuantm позволяет избежать ненужных расходов.

Сфера применения Trimble Quantm очень широка — он используется при строительстве грузовых и региональных железных дорог, высокоскоростных магистралей, автомагистралей, трубопроводов. Этот инструмент планирования позволяет существенно ускорить разработку проекта трассы (280 км железной дороги для горнодобывающего заводы Fortescue Metals Group в Австралии были построены всего за 9 месяцев), дает возможность более детальной проработки важных факторов, в целом усовершенствует процесс планирования, поскольку опирается на анализ миллионов вариантов, учитывающих первостепенные для заказчика критерии. Инструмент развивается и обретает новые возможности: следующая версия уже позволит учитывать поперечный рельеф местности, что откроет возможности проектировать серпантинные дороги.

Стоит отметить, что на территории России технология Trimble Quantm была впервые использована при оптимизации трассы Москва-Санкт-Петербург для скоростных поездов «Сапсан». Сейчас рассматривается возможность по применению этого инструмента к проектированию железнодорожных трасс Москва-Казань и Москва-Сочи. По оценкам газеты «РБК daily» стоимость строительства одного километра на первой приближается к 1,4 млрд рублей, что, кончено, беспрецедентно много по сравнению со средним значением даже в России. На этом фоне средняя стоимость рабочего места Trimble Quantm, немногим превышающая 1 млн. рублей, выглядит весьма умеренной цифрой.

Еще одно решение, которое может предложить Компания InterCAD для железнодорожной отрасли, связано с использованием 3D-САПР. На конференции в ходе обсуждения возможностей 3D-проектирования для промышленных отраслей практически все спикеры согласились с тезисом, что проектирование на бумаге отживает свой век. Андрей Коновалов, заместитель генерального директора по развитию компании «Росинжиниринг Проект», считает, что только трехмерная модель позволяет выжить на рынке и быть более быстрым. В компании «Росатом» свой опыт 3D-проектирования: Виталий Ермолаев, ЧУ ГК по атомной энергии «Росатом» «Инновационно-технологический центр проекта «ПРОРЫВ», член технического совета разработки EUROPEAN UTILITY REQUIREMENT, привлекаемый эксперт МАГАТЭ, к.т.н., рассказывает, что создание 3D-моделей —непреложное требование западных заказчиков. Более того, хорошая «трехмерка» облегчает эксплуатацию, часто только на трехмерной модели заказчику можно наглядно показать возможные пути решения задач и все преимущества проекта. Для железных дорог 3D проектирование может стать золотым стандартом, поскольку позволяет управлять большим массивом данных, обеспечить одновременную эффективную работу широкой команды специалистов и отвечает всем современным стандартам.

Компания InterCAD уже успешно реализовала применение таких технологий для «рельсовых» отраслей промышленности: при строительстве метрополитена в Петербурге совместно с ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс». Генеральный директор компании Владимир Маслак высоко оценил возможности новой для метростроения технологии. Он рассказал, что 3D-моделирование успешно применяется для топологически сложных конструкций: подземных трасс, тоннелей и станций. Оказалось, что именно в 3D особенно удобно осуществлять компоновку составных частей таких конструкций. С помощью укрупненных упрощенных модулей с истинными геометрическими размерами можно наглядно показать, как это все будет выглядеть в реальности. Это особенно удобно, когда требуется презентовать проект, например инвесторам. Настоящим инженерным испытанием для новых технологий стало проектирование наземных выходов станции метро «Театральная».

«Один выход должен быть на Мариинку, площадь и консерваторию, второй должен идти куда-то в сторону Лермонтовского проспекта, и там тоже непонятно, что можно разрушить, а что нельзя, — рассказывает Владимир Маслак.— При этом приходится учитывать еще целый ряд новых требований, например то, что по недавно утвержденным правилам подземный переход не может быть длиннее 100 м, в противном случае должен быть предусмотрен траволатор. С помощью специалистов InterCAD мы сделали геометрию, затем вписали в нее конструкцию и нашли наиболее приемлемое решение. Главный инженер проекта возил показать в Смольный даже несколько вариантов, изображенных на одном чертеже. Так что именно благодаря компоновке станции в 3D, позволяющей наглядно визуализировать различные конструктивные варианты, можно быстро разрабатывать оптимальные и эффективные решения».

Один из проектов наружного вестибюля станции метро «Театральная» в Санкт-Петербурге.

В 3D также удобно делать разводку электротехнического насыщения объектов на железной дороге. «Проектируя свои системы с помощью 3D-сборки, сантехники и электрики могут быть уверены, что какой-нибудь там кабельный коллектор не пересечется с воздуховодом, а технические отверстия случайно не придутся на то место, где должны находиться двери, а будут там, где это нужно. Характерно, что проектировщики по этим дисциплинам и оценили намного быстрее других специалистов преимущества трехмерного проектирования», — поделился опытом Владимир Маслак.

Другая инновационная технология, позволяющая измерить, спрогнозировать или своевременно предотвратить искривление линейных объектов и сооружений — лазерное 3D-сканирование. Современное оборудование и программное обеспечение позволяет не только произвести точные измерения искривлений дорожного полотна, провисания проводов, но и представить их в трехмерной модели. Поэтому лазерное сканирование успешно применяется в процессе реконструкции и модернизации: полученное при сканировании существующих объектов облако точек совмещается с трехмерной моделью проектируемых или модернизируемых частей. При этом выявляются коллизии (пересечения) существующих стен, фундаментов, коммуникаций с проектируемыми, выявляется необходимость прокладки новых коммуникаций и модернизации существующих.

Результатом 3D-сканирования является облако точек, которое сравнивается с эталоном для выявления отклонений.

Важным аспектом деятельности при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов РЖД является ее нормативное обеспечение. Компания InterCAD предлагает использование уникальной базы данных нормативно-справочной документации NormaCS, включающей в электронном виде документацию — нормативы, регламентирующие деятельность (ГОСТы, ОСТы, РД и пр.). Источником документов базы данных являются их организации-разработчики. Вся информация актуализируется (проводятся обновления).

Практика и международный опыт показывают, что модернизация и автоматизация процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов не пустые слова, а меры, за которыми стоят реальная экономическая эффективность, повышение качества и срока службы объектов и изделий. Специалисты компании InterCAD готовы найти оптимальное решение для конкретных задач каждой отрасли.