главная продукция написать письмо контакты

PLM-Форум, МОРИНТЕХ-ПРАКТИК — взгляд Александра Тучкова

04 июля 2017

В конце июня в Петербурге в рамках «Международного Военно-Морского Салона IMDS-2017» прошли два традиционных судостроительных мероприятия, подводящие итог годовому периоду внедрения IT в судостроении.

Конференция «МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017. Информационные технологии в судостроении» проводилась 17-й раз на территории одного из самых известных судостроительных заводов в Петербурге - «Северной Верфи». Наша компания и в этом году выступила организационным партнером конференции, равно как и все 17 лет существования МОРИНТЕХ-ПРАКТИК.

 

Конференция PLM-ФОРУМ-2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» прошла непосредственно на территории Военно-Морского Салона.

 

Хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые возникли у меня, как непосредственного участника обоих мероприятий.

  1. Пожалуй, первый раз за все эти годы на обеих конференциях прозвучало, что трехмерное проектирование вошло в набор обязательных технологий  фактически на всех судостроительных предприятиях (включая и КБ, и заводы). При этом, несмотря на недостаточно проработанный юридический статус этих моделей, передача их от проектанта к заводу стала стандартом «де факто».
  2. Выяснилось, что получение документации из этих трехмерных моделей (как графической — чертежи, так и табличной — спецификации, ведомости) по факту —  нетривиальная задача в условиях необходимости соответствовать действующей нормативной документации. Целая серия докладов молодых представителей отрасли, была посвящена попыткам автоматизировать выпуск документации на основе трехмерной модели («ЦМКБ Алмаз», «Северное проектно-конструкторское бюро»  и другие). С нашей точки зрения проблема кроется в необходимости изменения нормативной документации от требований «так должно быть оформлено» к требованию «что бы было понятно».
  3. Технологии смешанной и виртуальной реальности активно внедряются в промышленность, что было отражено в докладах  «ЦМКБ Алмаз» и «Адмиралтейские верфи». Конечно, что это первые попытки использования таких технологий в отечественном судостроении, но очевидно, что через несколько лет это станет стандартным инструментом, распространенным в отрасли. Что позволит существенно сократить сроки принятия и согласования проектных решений, решений о необходимости и объеме ремонтных работ, сокращения командировочных расходов путем удаленной работы специалистов, задействованных в принятии ответственных решений.
  4. К сожалению, в отрасли нет понимания, что такое «Информационная модель корабля или судна» (цифровой двойник корабля). Пожалуй, наиболее проработанную модель, с точки зрения проектанта и строителя предложили  «Адмиралтейские верфи», совместно с компанией «НовИТ ПРО». По крайне мере, эта концепция наиболее близка нашей компании и полностью соответствует, например концепции Системы управления проектными и инженерными данными (СУпрИД) разработанной нами для  ПАО «Газпром нефть» и также применяемой в других отраслях.
  5. Совершенно другой подход к созданию Информационной модели корабля, основанный на мониторинге использования различных систем корабля в реальном времени был предложен НИЦ «Курчатовский институт». Насколько я понимаю, подобный подход используется и в других организациях осуществляющих в том или ином виде мониторинг систем корабля в реальном времени (например, Си-Проект).
  6. Резюме. В настоящее время вопросы создания информационной модели корабля обсуждаются в среде «проектант — завод—изготовитель». Но срок эксплуатации корабля примерно в 5 раз больше срока проектирования и строительства. Поэтому необходимость подключения к этому процессу Заказчика совершенно очевидна.
  7. Хочется отметить несколько интересных докладов, имеющих косвенное отношение к темам конференции. Это доклад "Автоматизация процесса разработки изделий из полимерных композиционных материалов" («Крыловский ГНЦ»),  доклад "NVIDIA для судостроения» (компания «НВИДИА Лтд.»), и доклад "Информационное моделирование инфраструктуры судостроительных предприятий" («Адмиралтейские верфи»). 

И последнее, и пожалуй, одно из самых главных замечаний: на конференции появилось довольно много молодых специалистов: это и проектировщики, и специалисты по ИТ, и заводские инженеры. Они начинают делать доклады, порой не очень умело, им пока еще не хватает опыта, как выступлений, так и жизненного, но они уже очень хорошо понимают в тех задачах, которыми непосредственно занимаются. Будущее судостроения будут определять именно эти молодые специалисты. Будем надеяться, что проблема «провала или разрыва поколений» в инженерном деле начинает постепенно решаться.

 

вернуться к списку