главная продукция написать письмо контакты

Охота на инженеров. Проблемы подготовки кадров в области строительного проектирования (круглый стол)

Устойчивое словосочетание «кадровый дефицит» на фоне роста объемов капитального строительства не пустой звук. Приток в отрасль молодых квалифицированных инженерных кадров становится проблемой номер один, когда речь заходит о масштабных стройках.

Участники круглого стола

Антон Шабунин

генеральный директор ООО "Айбикон"

 

Николай Ватин

д.т.н., проф., заведующий кафедрой "Технология, организация и экономика строительства" инженерно-строительного факультета ФГБОУ ВПО "СПбГПУ"

 

Ирина Чиковская

заместитель директора по корпоративным проектам ООО "СиСофт-Бюро ЕСГ"

 

Причины нехватки высококвалифицированных специалистов и способы преодоления кадрового голода в сфере строительного проектирования комментируют представители инжиниринговых и IT-консалтинговых компаний, профильных факультетов петербургских вузов.

– Насколько остро сегодня стоит проблема дефицита квалифицированных специалистов на рынке капитального строительства и, в частности, строительном проектировании? Каких специалистов сегодня особенно не хватает в отрасли?

Н. Ватин:

– Дефицит специалистов присутствует и количественный, и в особенности качественный. Количественный дефицит вызван увеличением доли строительной отрасли в экономике России. У качественного дефицита причин несколько. Во-первых, уже не работает старая система научно-технического развития отрасли через отраслевые НИИ (такие как НИИЖБ и т. п.) и вузы, а новая не создана. Во-вторых, плохо работает сама система высшего и послевузовского образования. Вспоминаю слова одного строителя: «Был в своем вузе на 20-летии выпуска. Учат все те же. И все тому же».

И. Чиковская:

– Более 20 лет мы занимаемся поставками программного обеспечения на рынок строительного проектирования, консультируем и обучаем внедрению САПР. Если говорить о кадровом дефиците, то мы наблюдаем, во-первых, дефицит специалистов с опытом проектной деятельности, хорошо владеющих современными средствами проектирования, во-вторых, дефицит грамотных молодых специалистов. К сожалению, подавляющему большинству проектировщиков приходилось самостоятельно овладевать инструментами компьютерного (я не говорю автоматизированного) проектирования. А выпускники вузов не могут получить возможность попрактиковаться, то есть проверить на деле знания, полученные в период обучения. Кроме этого, в вузах преимущественно даются механические навыки работы с инструментами САПР без учета их применения в коллективном процессе проектирования. А ведь процесс проектирования объектов строительной отрасли – это в первую очередь совместная работа над проектом. Она подразумевает использование различного программного обеспечения, начиная от офисных программ и заканчивая сложными расчетными системами.

– Как преодолеть кадровый голод? Какие меры государственного, муниципального, отраслевого, корпоративного уровня помогут привлечь молодого специалиста в отрасль, а в дальнейшем удержать его на рабочем месте?

Н. Ватин:

– На государственном уровне можно привлекать иностранных специалистов. С 25 июля сняты все ограничения на взаимное привлечение рабочей силы между Белоруссией, Казахстаном и Россией, и нам надо этим пользоваться. Надо брать пример с западных стран: в Силиконовой долине работают не одни американцы. Даже слово chip (микросхема) в шутку расшифровывают как China-Indonesia-Pakistan. И Россия должна привлекать кадры высокой квалификации из других стран и платить им так, чтобы хватало и на съем квартиры, и на достойную жизнь. Надо больше брать молодежи из других стран в бакалавриат и магистратуру. Мы уже активно принимаем в магист­ратуру ребят из Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики. И большинство из них ориентировано на последующую работу в Петербурге. Узкое место – это общежитие. Требуются меры на государственном уровне в виде целевого финансирования общежитий для иностранных студентов.

Поддержка на отраслевом уровне поступает от Минобрнауки РФ. У нас число молодых людей, получающих выс­шее (формально высшее) образование, превысило все разумные нормативы. Минобрнауки РФ начало аккуратное и осторожное сокращение числа вузов, плана бюджетного приема по гуманитарным специальностям. Все это усиливает позиции ведущих технических вузов, ведущих строительных факультетов. Постепенно мы придем к балансу направлений высшего образования, более соответствующему реальным потребно­стям экономики. На местном уровне Комитет по науке и высшей школе правительства СПб поддерживает учащуюся молодежь через систему грантов, конкурсов, олимпиад. Наши студенты чувствуют эту заботу. Эту работу надо просто продолжать.

Что касается отрасли, не вполне понятно, кто сейчас ее олицетворяет в стране. Если Минрегион, то какой-то особой поддержки в подготовке инженерных кадров я не ощущаю. НОСТРОЙ? Да, там есть комитет по профессиональному образованию, мы в нем работаем, планы большие, но до результатов еще далеко.

На корпоративном уровне ситуация сложная. Пока что корпоративная культура у нас не очень развита, в основном строительные организации не задумываются больше чем на 5 лет вперед, поэтому в «выращивании» для себя кадров они не очень заинтересованы. Хотя именно на этом и должны быть основаны отношения бизнеса и вуза: бизнес является заказчиком, он может и должен влиять на образовательные программы и сам учебный процесс.

 Мы никогда не просим у бизнеса денег и оборудования для аудиторий, просим тем для научной работы, возможности для студентов проходить практику и получать первый опыт работы. Казалось бы, все просто и выгодно для обеих сторон. Но пока очень немногие хотят так сильно «вкладываться» в процесс обучения своих же будущих сотрудников. Чаще, к сожалению, в студентах видят дешевую рабочую силу, «с хорошим знанием AutoCAD’а». Я предпочитаю своих студентов на такую работу не отправлять. Объясняю работодателям, что им требуется работник с квалификацией техника-чертежника, и наши студенты на это не пойдут.

При другом подходе работодателя мы с удовольствием идем навстречу. Мы поощряем работу студентов по специальности уже с первых курсов.

А. Шабунин:

– Почти каждый наш клиент сталкивался с проблемой нехватки кадров. В институте по проектированию нефтеперерабатывающих и химических производств проблему решили так. Мы реализовывали там комплексный проект по переходу на новые технологии проектирования с использованием системы 3D.

Чтобы выполнить проект в сжатые сроки, нужно было усилить команду внедрения специалистами с опытом проектирования в 3D AVEVA PDMS. Пришлось подключать рекрутинговые агентства и искать специалистов по всей России.

В дальнейшем мы заметили, что в связи с ростом предложений от работодателей у таких специалистов существенно возросли и ожидания по заработной плате. Тогда у нас возникла идея подготовки кадров из числа студентов. Объединив усилия с ведущими специалистами проектных институтов (наших клиентов), мы выявили наиболее востребованные специальности, а также вузы, имеющие наиболее серьезную базу по этим направлениям.

Санкт-Петербургский технический университет поддержал нашу инициативу создать базу для подготовки молодых специалистов, и совместно с компанией AVEVA мы создали «Инженерный центр информационных технологий в проектировании и строительстве» (ИТПС). Студенты, отлично успевающие по дисциплине и желающие получить практику в реальных проектах, проходят обучение в ИТПС по расширенному курсу бесплатно.

Прирост вакансий в строительстве
1-е полугодие 2011 года по сравнению с 1-м полугодием 2010 года, СПб

– Прокомментируйте, пожалуйста, распространенную сегодня практику переманивания перспективных инженерных кадров.

Н. Ватин:

– Не вижу такой тенденции. Есть текучесть кадров. Текучесть кадров молодых специалистов часто обусловлена их завышенной самооценкой. Выпускники слабых вузов ориентируются на некий средний уровень зарплаты. А этому уровню не соответствуют ни их знания, ни – в особенности – умения и навыки.

Текучесть перспективных кадров есть следствие ошибок во внутренней кадровой политике фирмы. Или полного отсутствия таковой. Перспективному работнику нужно показывать возможности роста внутри своей организации, нужно готовить его к продвижению. В повышение квалификации перспективных инженерных кадров нужно вкладываться не для «корочки» раз в пять лет, а для дела и постоянно. Вплоть до получения работником ученой степени.

И. Чиковская:

– Если говорить о переманивании квалифицированных кадров из одной компании в другую, то такая практика существует. И этому не стоит препятствовать. Жалко, если становится нормой, когда из компании уходят люди, прошедшие в ней свои университеты. Но это уже вопрос к руководителям компании.

У молодежи больше склонности к риску, к поиску современных, более технологичных (на их взгляд) решений. Только те компании, которые способны дать наиболее перспективной молодежи такую возможность, со временем получат высококлассных специалистов. Конечно, на начальном этапе их должны курировать опытные проектировщики. К сожалению или к счастью, здесь ничего не изменилось. Специалистов надо растить.

– Почему до сих пор актуальна проблема адаптации молодых специалистов на местах?

А. Шабунин:

– Как правило, молодой специалист в институте только через 3–4 года начинает принимать самостоятельные технологические решения и участвовать в проектах как ресурс. Если начать процесс «включения в специальность» на 4-м курсе вуза, то к выпуску можно получить специалиста, отлично знающего инструмент проектирования – 3D САПР.

Н. Ватин:

– Проблема такая есть, во многом она естественна. Тем не менее есть объективные причины, которые можно и нужно устранять. К нам в магистратуру поступают выпускники многих вузов города и страны. Поэтому уровень подготовки в разных вузах знаю не понаслышке и могу сравнивать. Вузовская подготовка не всегда достаточна. Обычно даются основы профессиональных знаний на уровне 90-х годов прошлого века. Либо актуальные, но узкоспециализированные профессиональные знания и навыки.

Наиболее наглядно это проявляется при работе с программным обеспечением. Часто встречается полное незнание современных программных средств, параметрического моделирования. Нет навыков автоматизированного выполнения календарного планирования, сметных расчетов.

Другой вариант недостаточности – это подробное знание нескольких программ, но незнание принципов их работы и смысла полученных результатов. Современный инженер должен понимать принципы построения расчетных моделей, делать анализ результатов.

И. Чиковская:

– Трудоустройство выпускников вузов – одна из серьезнейших проблем нашего времени. Сейчас очень много говорят, и наша компания не исключение, о системах трехмерного проектирования и их преимуществах, об их перспективности на рынке проектирования. Предположим, что вузы начали выпускать студентов, прекрасно владеющих новыми технологиями. И что же дальше? Куда пойдут трудоустраиваться такие молодые люди? Основная часть работодателей еще не готова их принимать в свои ряды. Помните, «забудьте все, чему вас учили в институте»…

Мы потеряли связь между вузами и потенциальными работодателями. Вузы не знают потребности рынка труда, а компании не уверены в качестве и полноте знаний, получаемых студентами.

Я знаю, что в некоторых университетах Великобритании существует такая практика: в конце учебного года университеты проводят выставку студенческих дипломных работ творческих специальностей. На эту выставку приглашаются представители компаний-работодателей. Вход на эти выставки свободный.

Еще один момент – это невидимая конкуренция молодых специалистов со специалистами, проработавшими в отрасли уже солидное время. Как правило, одним не хватает мастерства владения современными инструментами проектирования, а другим опыта. Причем нельзя с уверенностью сказать, что со временем вторая группа превзойдет первую, так как зачастую они просто пользуются тем, что в них было вложено кем-то и не прикладывают собственных усилий к развитию.

Первая же группа страдает комплексами или склонна к консерватизму. Вместо того чтобы осваивать новые технологии, они начинают их ругать. А ведь у них большое преимущество перед молодежью – опыт. Правда, со временем это преимущество сокращается.

– Какие имеются, на ваш взгляд, резервы для дальнейшего наращивания кадрового потенциала отрасли?

Н. Ватин:

– В этом году мы открыли прием на специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений» с шестилетним сроком обучения. Уверены в положительном результате, нам тут активно помогают проектные и строительные организации, например ЗАО «Институт «Стройпроект». Еще один резерв – это развитие международной составляющей образования. Бакалавры, магистры нашей кафедры часть своего обучения проходят в европейских вузах. Возвращаются с хорошим знанием языка, с широким кругозором.

Еще один резерв – это переподготовка лиц с нестроительным образованием, но работающих в строительстве. Это может быть профессиональная переподготовка, второе высшее образование по заочной форме. Заочная двухгодичная магистратура как форма получения второго высшего строительного образования сейчас пользуется большим спросом. У нас переподготовка и второе высшее образование по количест­ву выпускников сопоставимы с первым высшим образованием.

В 2011 году рынок труда в строительной отрасли демонстрирует устойчивую динамику в сторону роста спроса: по сравнению с прошлым годом востребованность некоторых строительных профессий возросла в несколько раз, а рынок в целом прибавил 60% по отношению к январю 2010-го.

Строительные, девелоперские и проектные компании все чаще сталкиваются с нехваткой свободных квалифицированных кадров на инженерно-технические позиции.

Соотношение спроса и предложения на рынке труда в строительной отрасли на начало августа составило 1,3 – то есть на 1 открытую вакансию приходится немногим больше 1 резюме.

Н. Ватин, И. Чиковская, А. Шабунин

"Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области" 6 (128), 2011 г.

Теги: ПГС,

 

вернуться к списку