главная продукция написать письмо контакты

Технологии обеспечения жизненного цикла изделий

В настоящей статье описан подход компании Consistent Software СПб к созданию Электронной Информационной Модели Изделия (далее ЭИМИ), отображающей информационную структуру на различных этапах жизненного цикла для сложных изделий судостроения и машиностроения.

Основной целью проведенных работ является реализация концепции построения ЭИМИ на примере создания информационной модели конкретного изделия судостроения (корабля) и конкретных изделий машиностроения.

С целью создания ЭИМИ для дальнейшего успешного использования на судостроительных предприятиях и в эксплуатирующих организациях были изучены принципы построения информационной модели корабля и изделий машиностроения. Для построения информационных моделей изделий машиностроения использовались реальные структуры, предоставленные машиностроительными предприятиями. Для отработки принципов построения информационной структуры изделия использовалась информация по реальному проекту – фрегату Talwar, предоставленная Балтийским заводом.

Особенности построения ЭИМИ в судостроении

Остановимся сначала подробно на принципах построения ЭИМИ в судостроении. В отличие от продуктов машиностроения, строительства и т.п. изделия судостроения на различных этапах жизненного цикла должны иметь различное представление структуры. Отличия в структуре изделия судостроения (корабля) на различных этапах жизненного цикла очевидны и определяются спецификой работы проектных, судостроительных, судоремонтных, эксплуатирующих организаций, а также организаций, производящих модернизацию и утилизацию корабля. Так, например, основными элементами иерархической структуры изделия судостроения на стадии строительства являются: строительный район, блок, секция, подсекция, помещения, оборудование, системы и т. д.

С точки же зрения эксплуатирующей организации интерес представляют следующие элементы иерархии: корпус, отсек, надстройка, ярус надстройки, палуба, помещения. Кроме того, представление модели для эксплуатирующей организации должно содержать необходимую для эксплуатации часть информации, вносимую на стадии проектирования и строительства. Такой информацией, прежде всего, могут являться чертежи помещений, систем, эксплуатационная документация на те или иные системы, оборудование, их элементы, разработанные в проектной, строительной организациях или в организациях – поставщиках и производителях оборудования, систем и их элементов. Важным блоком информации, без которой эксплуатационная модель была - бы неполной являются данные, связанные с логистической поддержкой корабля в целом, его систем, оборудования с возможностью не только получать информацию о необходимых элементах снабжения, но и планирования заказа этих элементов с последующим з аказом.

Для ремонтного завода наиболее интересно представление совершенно другой иерархии изделия судостроения, учитывающее не только специфические объекты, но и наличие необходимой информации, разрабатываемой и вносимой в единую информационную модель на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации.

При утилизации корабля его иерархическое представление может отличаться от вышеперечисленных и обусловлено, прежде всего, спецификой деятельности предприятия, производящего утилизацию.

Существует ряд «общих» для всех структур корабля иерархических объектов – палуба, ярус, помещение, система, оборудование, представляет также интерес их положения по шпангоутам. В связи с вышеизложенным, иерархическую модель корабля на стадии всех жизненных циклов можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 1. Заметим, что в данный момент речь идет о представлении информационной модели корабля на всех стадиях жизненного цикла, содержащих информацию, представляющую интерес как для проектной (конструкторского бюро), так и для строительной (завода – строителя), эксплуатирующей, ремонтирующей/модернизирующей организации (ремонтного завода) и утилизирующей организации. Хотя, несомненно информация для каждой стадии жизненного цикла должна быть разграничена.

Рис. 1. Основные элементы иерархии информационной модели корабля на всех стадиях жизненного цикла

Особенности построения ЭИМИ в машиностроении

Аналогично c изделием судостроения, на изделие машиностроения также распространяется концепция «различного представления информации на различных стадиях жизненного цикла». Например, для эксплуатирующей организации интерес представляет эксплуатационная документация (как правило, разрабатываемая на стадиях проектирования и производства), информация о произведенных заменах и модернизациях (проведенных на стадии ремонта/модернизации), данные для логистической поддержки (поставщики, комплектующие, цены, регламенты обслуживания, расходные материалы и детали, ЗИП и прочие предметы снабжения для поддержки эксплуатации).

Рассмотрим принципы формирования ЭИМИ в машиностроении. Следует заметить, что в отличие от изделий судостроения, физически структура несложного изделия машиностроения может представлять одинаковую иерархию для всех стадий жизненного цикла, элементами которой являются сборки и детали. Сложные же изделия машиностроения, как правило, подобно изделиям судостроения должны иметь различное представление структуры на разных стадиях жизненного цикла. Но, в любом случае (как при представлении структуры изделий машиностроения в виде единой иерархии для всех стадий жизненного цикла, так и в виде различных иерархических представлений), отсутствует необходимость предоставление ВСЕЙ имеющейся информации по изделию для каждой стадии жизненного цикла. Это обосновано следующим: во–первых, её объем информации может быть велик, во вторых, часть информации одного этапа жизненного цикла совершенно неинтересна и избыточна на другом этапе, и, наконец, предоставление всей информации по изделию без учета этапа жизненного цикла, задач и специфики работы организаций, может нанести урон интеллектуальной собственности. Так, вряд ли организация – проектант будет согласна передать без каких-либо дополнительных условий проектную документацию в оригинальном формате САПР организации, осуществляющей модернизацию, поскольку в этом случае, процесс проектирования при модернизации (изменения документов в оригинальном формате САПР, «перепроектирования») может быть произведен без участия организации, спроектировавшей данное изделие (например, силами КБ ремонтного завода). В этом случае, организация – проектант просто теряет «свой хлеб».

Основная концепция построения информационной модели

В процессе работ по созданию информационной модели изделий судостроения и машиностроения на всех стадиях жизненного цикла, была разработана концепция, которую можно выразить следующими пунктами:

  1. Информационная модель изделия на всех этапах жизненного цикла может отображаться одновременно в различных иерархических структурах, представляющих интерес на том или ином этапе жизненного цикла.
  2. Информационная модель должна содержать ВСЮ информацию, об изделии и элементах иерархического представления на ВСЕХ этапах жизненного цикла.
  3. Информационная модель должна иметь возможность представления «срезов» информации, необходимых для предприятий, работающих на разных стадиях жизненного цикла.
  4. Необходимые «срезы» информации, предоставляемые различным предприятиям на разных этапах жизненного цикла должны производиться из единой базы данных при подключении к ней или передаваться через механизмы экспорта - импорта в базы данных предприятий с возможностью дальнейшей синхронизации, направленной на предоставление актуальной на момент обращения к базам данных предприятий информации.
  5. Создание информационной модели и пополнение данных целесообразно проводить, начиная со стадии проектирования с последующим пополнением данными в процессе строительства, эксплуатации, модернизации т. д. Только в этом случае ЭИМИ будет полной и представление необходимого «среза» информации для следующих этапов жизненного цикла будет легко реализуемо и не потребует дополнительных затрат.
  6. Необходим некий субъект – держатель информационной модели, ответственный за актуализацию информации в случае её пополнения или изменения в процессе жизненного цикла. Держателем модели в зависимости от различных условий может являться, например, завод-производитель, основной заказчик (скорее, второй).

Принципы предоставления необходимых и достаточных «срезов» информации для каждой из вышеперечисленных организаций, имеющих прямое отношение к жизненному циклу изделия будут изложены ниже.

Подходы к реализации ЭИМИ

В настоящее время, существует два основных подхода к реализации ЭИМИ на различных стадиях:

  1. В виде самостоятельных (отдельных, независимых) моделей, представленных для той или иной стадии жизненного цикла.
  2. В виде единой модели с возможностью предоставления необходимых «срезов» информации для различных предприятий и организаций, на различных этапах жизненного цикла изделия судостроения.

Первый подход подразумевает построение модели и её иерархии для того или иного этапа жизненного цикла с необходимыми данными и передачу ее той или иной организации. Например, при таком подходе требуется сформировать, например, эксплуатационную иерархию представления изделия, внести в нее необходимые данные:

  • чертежи помещений, систем, эксплуатационная документация на те или иные системы, оборудование, их элементы, разработанные в проектной, строительной организациях или в организациях – поставщиках и производителях оборудования, систем и их элементов;
  • данные по логистической поддержке каждого элемента структуры и всего изделия в целом;
  • прочую необходимую на стадии эксплуатации информация.

Несомненно, при таком подходе необходима работа по сбору и занесению в ЭИМИ информации, разрабатываемой на стадиях проектирования и строительства и необходимой на стадии эксплуатации непосредственно в процессе создания ЭИМИ.

Такой подход имеет право на жизнь, но имеет следующие недостатки:

  • Требуется организовать процесс сбора всей необходимой информации, разработанной и содержащейся в разнородных средах.
  • Требуется разработка некоей среды, «объединяющей» всю необходимую информацию;
  • Требуется создание механизмов импорта (исключающего потери и искажение данных) из разнородных систем, содержащих информацию, необходимую для эксплуатации в эксплуатационную модель.

Данные недостатки, на наш взгляд препятствуют быстрому и правильному созданию ЭИМИ на той или иной стадии, не исключают потерь и искажений при экспорте – импорте в модель данных, созданных в разнородных средах. Кроме того, данный подход исключает своевременную автоматическую синхронизацию данных в случае их изменения в процессе жизненного цикла (например, необходимые изменения в эксплуатационную модель после модернизации корабля, с заменой систем и т. д.).

Второй подход полностью соответствует основной концепции и описывается следующей логикой:

  • В процессе всех стадий жизненного цикла внесение данных производится в единую гетерогенную среду.
  • Существует возможность быстро сделать необходимый «срез» информации и передать его соответствующей организации следующими способами:
    • выгрузка необходимых элементов иерархии и данных из единой ЭИМИ с последующей их передачей;
    • организация доступа к необходимому «срезу» информации ЭИМИ через сеть, включая удаленные рабочие станции в т. ч. и по низкоскоростным каналам. В этом случае база ЭИМИ должна иметь средства администрирования доступа. Например, эксплуатирующая организация видит лишь эксплуатационную модель.

В любом из вышеприведенных способов необходимо, чтобы ЭИМИ физически представляла собой единую постоянно пополняемую базу данных. В связи с этим в вышеописанной концепции указана необходимость наличия организации – держателя базы, ответственной за своевременное пополнение информации ЭИМИ и предоставление необходимой информации использующим ЭИМИ предприятиям.

Предлагаемую концепцию реализации ЭИМИ можно представить рис. 2.

Рис. 2. Предлагаемая схема реализации ЭИМИ

Инструменты создания ЭИМИ

Для реализации вышеприведенной концепции создания ЭИМИ, компанией Consistent Software производился анализ инструментов (программных средств), присутствующих в настоящее время на мировом рынке. В результате анализа сделан следующий вывод: инструментом создания ЭИМИ может являться практически любая система класса PDM:

  • SmarTeam;
  • TeamCenter;
  • Windchill;
  • TDMS.

Кроме того, не исключено использование и других систем.

Все перечисленные системы имеют необходимый функционал для создания ЭИМИ. Несмотря на это, следует отметить, что функционал систем SmarTeam, TeamCenter и WindChill избыточен. Большая часть его при реализации ЭИМИ остается невостребованной.

Учитывая концепцию о том, что наполнение ЭИМИ должно производиться динамически в течение всего жизненного цикла изделия, рабочие места данных систем должны быть установлены в проектной, строительной, эксплуатирующей, ремонтирующей, модернизирующей и утилизирующей организации. По нашим оценкам только в проектной организации, для занесения всей необходимой информации в ЭИМИ необходима установка 500 – 700 рабочих мест.

Используя элементарный арифметический расчет, делаем вывод, что внедрение 700 мест только лишь в проектной организации системы TeamCenter обойдется в $5 000 000 (с учетом работ по внедрению). Немногим меньше в проектной организации обойдется внедрение систем TeamCenter и WindChill. Учитывая, что функционал перечисленных систем для создания ЭИМИ избыточен, можно сделать вывод о нерентабельности таких затрат.

В связи с этим, компанией Consistent Software предлагается использовать систему TDMS, функционал которой достаточен для реализации ЭИМИ, а стоимость программного обеспечения, включая работы по внедрению гораздо (более, чем на порядок!) ниже, чем у систем SmarTeam, TeamCenter и Windchill. Заметим, что подобный подход не исключает использование данных систем для решения локальных задач на ограниченном количестве рабочих мест на том или ином предприятии с дальнейшей передачей данных ЭИМИ в систему TDMS.

Пример реализаци ЭИМИ

В связи с вышеизложенной концепцией построения ЭИМИ и обоснование выбора инструмента, приведем пример реализации ЭИМИ на стадиях жизненного цикла строительства и эксплуатации с использованием системы TDMS. Пример реализации ЭИМИ в среде TDMS опубликован в журнале CADmaster N 1(26) 2005 (стр. 27-30)

А.А. Рындин, Л.М. Рябенький, А.А. Тучков, И.Б. Фертман

"Компьютер-ИНФОРМ" 11, 2005 г.

"Компьютер-ИНФОРМ" 11, 2005 г.

 

вернуться к списку