главная продукция написать письмо контакты

«САПР-Петербург 2016»: итоги четырнадцатой ежегодной встречи

Очередная ежегодная конференция «САПР-Петербург» — крупнейшее в Северо-Западном регионе мероприятие для профессионалов в области 3D-моделирования, автоматизации проектно-конструкторской деятельности, построения электронных архивов и систем управления инженерными/проектными данными — состоялась 27 октября 2016 года. Организатором конференции традиционно выступает ГК «САПР-Петербург» в составе Бюро ESG и InterCAD, более 25 лет успешно консультирующая проектные, промышленные и строительные предприятия в вопросах внедрения решений в области САПР, PDM, PLM, СУИД/СУпрИД.

Составляя программу, мы, как организаторы, задавались целью представить на секционных заседаниях самые интересные проекты внедрения технологий проектирования и управления инженерными данными в отраслях промышленного и гражданского строительства, судостроения и машиностроения. Одновременно на пленарной части нам хотелось обрисовать картину развития перспективных технологий и программных решений в современном глобальном мире — то, что привлекает пристальное внимание международного сообщества специалистов. Мы выражаем искреннюю благодарность докладчикам, представившим опыт своих компаний. Их компетентная работа подняла статус мероприятия и дискуссии на высочайший уровень, который предстоит удержать в следующем году. Мы также благодарны участникам, которые, несмотря на великое разнообразие всевозможных конференций, неизменно выбирают «САПР-Петербург» как площадку для общения и получения новых знаний.

Традиционно конференция открылась приветственным словом председателя Совета директоров ГК «САПР-Петербург» Игоря Фертмана

Хочется особо отметить несколько докладов и презентаций, которые обозначили логический итог нашей работы в 2016 году и задали направления работы в 2017-м. Во-первых, это доклад Александры Питкевич из компании Accenture Amsterdam. Александра, проделав огромную аналитическую работу, в 30-минутном докладе смогла сжато рассказать о переходе к использованию облачных технологий в сфере управления инженерными данными в глобальных компаниях, об опыте, полученном в результате этой работы, представив огромный массив информации и фактов для размышления.

Представители крупнейших вендоров — Intergraph, Autodesk, Trimble (Tekla) — на пленарной части сделали доклады о развитии рынка ПО

Не меньшего внимания заслуживает доклад представителей компании «Газпром Нефть» — постоянного заказчика Бюро ESG. На базе технологической установки на «Газпромнефть-ОНПЗ» успешно развернута и начинает функционировать Система управления инженерными/проектными данными (СУИД), построенная на основе концепции, которую разрабатывали специалисты Бюро ESG. Основой СУИД стали программные решения компании Intergraph. При ее развертывании использованы данные актуальной 3D-модели и результаты авторского надзора, подготовленные другим нашим заказчиком — компанией «Нефтехимпроект». С нашей точки зрения, это один из первых удачных опытов сквозной передачи инженерной и проектной информации в электронном виде (включая трехмерные модели, технологические и другие схемы, ортогональные и изометрические чертежи) от проектировщика управляющему холдингу и эксплуатирующему установку заводу.

Роман Комаров и Павел Бутаков («Газпром Нефть»)

Близкая тема построения виртуальной модели предприятия и инфраструктурных объектов была представлена Кириллом Зерновым на базе работ, проводимых Бюро ESG с «Ситуационно-аналитическим центром Минэнерго России». Особое внимание было уделено использованию беспилотных летательных аппаратов для построения трехмерных генпланов предприятий.

Бюро ESG впервые в России представило свою новую разработку PlantLinker — систему концептуального моделирования индустриальных объектов с интерфейсами с Intergraph Smart 3D и Tekla Structures. Одна из ключевых функций PlantLinker — эффективный перенос законченных частей индустриального объекта из одного проекта в другой. Презентацию провел директор по проектированию Бюро ESG Андрей Сладковский.

Андрей Сладковский (Бюро ESG) на презентации системы PlantLinker

Новую перспективу в вопросе использования BIM-технологий представил в своем докладе руководитель компании «Айбим» Алексей Зотов. Он обратил внимание слушателей на возможность ранней калькуляции стоимости строительства, а также на возможность контроля над стоимостью строительно-монтажных работ и симуляции строительства на основе BIM-моделей (в том числе и вариантных) строящегося объекта. По словам автора доклада, максимальный интерес к этой теме проявляют частные застройщики и инвесторы.

Алексей Зотов рассказывает о возможностях ранней калькуляции стоимости строительства

Необходимостью обеспечить высокое качество детального проектирования бетонных и металлических конструкций в промышленном и гражданском проектировании зданий и сооружений объясняется большой интерес к секции, посвященной комплексному внедрению ПО Tekla Structures. Несомненно, сильными сторонами докладов, прозвучавших на секции, являются акценты на практическом внедрении Tekla Structures на двух конкретных предприятиях: в ЗАО «ПМП» и компании «СТАМТЭК». Другая важная тема связана с необходимостью сквозной передачи информации от проектировщиков к заводам-изготовителям бетонных и металлических конструкций.

Несколько докладов на конференции, посвященных гетерогенным решениям САПР/PDM от компании «Интермех», закрепили успехи во внедрении этого программного продукта на российских предприятиях. Доклад представителя этой компании Александра Зимницкого был посвящен опыту успешного внедрения системы IPS на машиностроительных и приборостроительных предприятиях России. Другие два доклада, подготовленных  Алексеем Рындиным (Бюро ESG), продемонстрировали возможность использования системы IPS и ее модулей на судостроительных предприятиях и на предприятиях, связанных с промышленным и гражданским строительством.

Слушатели на секции «Автоматизация проектирования сложных технологических объектов (Plant Design)»

Свободная дискуссия, посвященная теме «Внедрение BIM в России», завершила насыщенный первый день конференции и позволила узнать мнение непосредственных пользователей BIM. Идеологи и адепты BIM часто используют формулировку «BIM — это процессы, люди и инструменты». Именно в соответствии с такой структурой мы построили обсуждение, предложив следующие вопросы:

  • Кто проходил обучение BIM?
  • Кто занимает должность BIM-менеджера или BIM-координатора?
  • Кто имеет опыт внедрения BIM?
  • У кого на предприятии присутствуют BIM-стандарты?
  • Кто имеет опыт сдачи BIM-модели в экспертизу?
  • У кого на предприятии руководители, ГАП-ы, ГИП-ы и начальники отделов готовы анализировать BIM-модель или хотя бы трехмерную модель?

Выяснилось, что примерно четверть участников дискуссии окончили специальные курсы по BIM. При этом должность BIM-менеджера или BIM-координатора из присутствующих в зале не занимал никто.

Моменты дискуссии о применении BIM на проектных предприятиях

С опытом внедрения BIM ситуация оказалась значительно сложнее. Поскольку в зале присутствовало приблизительно 60% проектировщиков, занимающихся промышленным проектированием, то неожиданно выяснилось, что почти все они фактически делают BIM-модели, но не называют это BIM. В промышленном проектировании принята аббревиатура СУИД/СуПРИД — системы управления проектными/инженерными данными. Это понятие значительно шире BIM, но по сути очень близко. В настоящее время в полном объеме никто СУИД не внедрил, но тенденция выражена довольно ясно.

BIM-стандарты почти ни у кого не разработаны, а на тех предприятиях, где уже появились (таких очень немного), они реально не выполняются.

Cдача BIM-модели в экспертизу на сегодняшний день сводится к передаче в экспертизу трехмерной модели дополнительно (и необязательно) к комплекту проектной и/или рабочей документации. Делается это, в лучшем случае, в формате Navisworks, в худшем — в формате трехмерных PDF-файлов.

А вот руководители (ГАП-ы, ГИП-ы, начальники отделов) в большинстве своем не готовы, не умеют и не хотят работать с результатами моделирования. Отметим, что есть немногочисленные исключения: предприятия, где даже планерки на уровне руководства института проводятся с использованием трехмерной модели.

Вторая группа вопросов была посвящена процессам:

  • Как изменяется процесс обмена проектными заданиями при внедрении BIM?
  • Как изменяется процесс согласования проектных решений при внедрении BIM?
  • Как изменяется процесс выпуска проектной и рабочей документации при внедрении BIM?
  • Кто передает BIM-модели строителям?
  • Кто использует BIM-модель при авторском надзоре?

Процесс обмена проектными заданиями, связанный с обменом данными и документами, постепенно начинает меняться. Передача ссылочных файлов (цифровые модели местности, базовые архитектурные планы, компоновки основного оборудования и т.п.) становится общепринятым мероприятием. Правда, часто это производится в двухмерных чертежах и с порождением огромного количества копий одного и того же файла. Приводит это к тому, что проектировщик не получает вовремя измененную версию ссылочного файла и не отслеживает изменения, которые в нем произошли. Исключением являются предприятия, стремящиеся грамотно организовать данный процесс и обеспечивающие выполнение процедур, отслеживающих актуальность ссылочных файлов.

Процессы согласования проектных решений фактически нигде не меняются, за исключением нескольких продвинутых предприятий — это предприятия промышленного проектирования, использующие «тяжелые» САПР.

Процессы выпуска проектной и рабочей документации также меняются мало в силу сложившейся традиции оплаты результатов проектирования по выпущенным и отгруженным комплектам документации. Необходимость переноса части работ с этапа выпуска рабочей документации на стадию «Проект», который анонсируется апологетами BIM, также понимания не встречает вследствие того, что нет гарантии, что предприятие, выполняющее стадию «Проект», будет заниматься выпуском рабочей документации.

В большинстве случаев ни BIM-модели, ни трехмерные модели строителям не передаются, поскольку они редко имеют инструменты для работы с ними даже в офисе, не говоря уже о строительной площадке.

А вот актуализация трехмерной модели и модели СУИД в промышленном проектировании при авторском надзоре в последнее время становится востребованной.

Последняя группа вопросов, затронутых на дискуссии, была связана с инструментами BIM. Две превалирующие точки зрения остались неизменными:

  • BIM = Revit (и немножко Navisworks);
  • BIM = IFC и все инструменты, с этим связанные (Tekla, ArhiCAD, BIMsight, Solibri, nanoCAD, «Инженерный BIM» от «Нанософт»).

Как нейтральные наблюдатели, мы в данном случае можем констатировать, что стратегия компании Autodesk оказалась весьма успешной, и в головах многих проектировщиков прочно укоренилось представление о том, что Autodesk Revit и есть BIM.

Тем не менее альтернативный подход, опирающийся на использование комплексной BIM-модели, которая охватывает все необходимые специальности и собрана из разных САПР при использовании нейтральных форматов (в частности, формата IFC), завоевывает всё большую популярность среди проектировщиков.

Некоторое время в ходе дискуссии мы уделили обсуждению тематики облачных технологий и трехмерного сканирования. Выяснилось, что большая часть участников дискуссии пока не готова к использованию облачных сервисов — в первую очередь в связи с проблемами конфиденциальности данных и безопасности. В то же время трехмерное сканирование активно применяется для решения вопросов реконструкции и модернизации объектов, контроля строительства, контроля изготовления изделий и построения информационных систем на базе результатов панорамного трехмерного сканирования с наложенными панорамными фотографиями.

Александр Койфман и Андреас Вайсбеккер — бывший и нынешний руководители Intergraph PP&M Russia

В результате насыщенного и информативного общения с непосредственными пользователями BIM мы можем сделать вывод о разрыве между заявлениями вендоров и правительственных органов, активно прорабатывающих стандарты BIM, и практикующими проектировщиками, пытающимися в ходе собственной работы осознать, что такое BIM и как его использовать в проектировании.

Проектировщики при этом составляют две группы:

  • меньшая группа на практике пытается применить технологии трехмерного и информационного моделирования (BIM) и достигает в этом некоторых успехов;
  • большая группа считает, что в условиях их рабочих процессов применение этих технологий либо невозможно, либо бессмысленно и ничего не изменит.

Тем не менее мы продолжаем разделять точку зрения о необходимости внедрения технологий информационного моделирования и готовы  сотрудничать со всеми организациями, для которых внедрение BIM представляет интерес и которые делают в этом направлении первые шаги.

Второй день конференции, проведенный при участии специалистов компании CSD, был посвящен технологиям трехмерного сканирования и трехмерной печати. Пространственное 3D-сканирование потенциально может найти довольно широкое применение практически в любой отрасли промышленного проектирования и производства, поскольку позволяет получать данные для построения модели любого реально существующего объекта и использовать их для контроля, модернизации, воспроизводства, создания копий, архивов. На семинаре «День 3D-технологий в промышленном производстве» было представлено несколько примеров практического применения 3D-сканирования.

Образец 3D-печати, представленный на семинаре «День 3D-технологий в промышленном производстве»

На отдельном блоке семинара, посвященном 3D-печати, речь шла о возможностях выращивать на 3D-принтерах любые модели, необходимые проектным и промышленным предприятиям: прототипы, литьевые формы, тестовые модели, модели для проверки эргономичности и многое другое. Современные 3D-принтеры позволяют использовать для печати различные материалы — гипс, воск, фотополимеры, полиамид и металл, и поэтому находят широчайшее применение во всех промышленных отраслях.

В течение двух дней на площадке конференции работал стенд, на котором желающие могли опробовать в работе очки дополненной реальности Microsoft HoloLens, предоставленные партнерами Бюро ESG — компанией Trimble. Для очков были специально подготовлены трехмерные модели строительных конструкций (производственный ангар и модель тоннеля метрополитена). Воспользовавшись очками, можно было увидеть голограммы этих моделей на столе (в уменьшенном масштабе) либо «походить внутри» этих объектов, рассматривая конструкции и анализируя качество проектных решений.

Очки дополненной реальности Microsoft HoloLens, предоставленные партнерами Бюро ESG — компанией Trimble Solutions, и характерный жест их пользователей

Два насыщенных дня работы конференции принесли и организаторам, и участникам ощущение удовлетворения от совместной работы и желание повышать качество проектирования, конструирования и строительства, используя проверенные решения и опыт глобального профессионального сообщества. Благодарим всех участников и надеемся увидеться в следующем году!

А. Тучков, И. Фертман

"САПР и Графика" Ноябрь, 2016 г.

Эл. версия "САПР и Графика" Ноябрь, 2016 г.

Теги: Мероприятие,

 

вернуться к списку