В одной из предыдущих публикаций (REM No 4, 2007 г.) автор обосновывал принципы использования разнородных (гетерогенных) САПР на крупных машиностроительных и судостроительных предприятиях. В данной статье описывается их практическое применение на судостроительно-судоремонтном предприятии ФГУП «ЦС “Звездочка”» при отработке технологии производства бортового катера для боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ РФ, спроектированного в ЦМКБ “Алмаз” (проект 21770).
При реализации проекта с целью оптимизации производственного цикла было принято решение о создании электронно-цифрового макета катера на базе программных продуктов компаний Autodesk и Dassault Systemes (рис. 1).
Для успешного решения вопросов диверсификации производства предприятие начало внедрять системы САПР в проектирование и конструкторско-технологическую подготовку производства еще в 1993 году, когда были закуплены первые пять лицензий AutoCAD, а в 2003 году – несколько лицензий CATIA. Сегодня предприятие располагает несколькими десятками рабочих мест, на которых установлен Autodesk Inventor, в том числе Inventor Professional, и десятком лицензий CATIA.
Создание электронно-цифрового макета и отработка на его основе технологии постройки катера имели важное значение ввиду расчетов предприятия получить заказ на серийное производство катеров данного типа для ВМФ РФ.
При постройке головного катера приходится довольно часто принимать решения по переделке и исправлению различных проектных решений, и в этих условиях лучший вариант – выявить все исправления на этапе изготовления электронно-цифрового макета, а не реальной конструкции катера (стоимость в этих случаях разнится в 1000 %, особенно учитывая материал, из которого изготавливается корпус).
Поскольку на катере применено импортное оборудование и его размещение оказалось непростым делом, электронно-цифровой макет катера существенно помог с размещением оборудования и систем внутри корпуса (рис. 2).
Выполнена отработка технологии применения электронных манекенов человека для определения возможности и удобства обслуживания технических средств катера.
В дальнейшем предприятие, используя электронно-цифровой макет катера, предполагает отрабатывать технологию выпуска электронной эксплуатационной рабочей документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.601-95.
Непоследнюю роль в данной работе имеют и учебные цели. Сегодня, учитывая нехватку квалифицированных кадров, предприятие вынуждено принимать в штат студентов 4-5 курсов, которых приходится доучивать всем приемам работы с САПР, что называется, “на ходу”.
Понимание администрацией предприятия необходимости внедрения технологии выпуска РКД и производства работ на основе 3D-моделирования существенным образом облегчило реализацию всего проекта.
В качестве САПР высшего уровня на предприятии используется CATIA v5 R17 и 18 (поставлены компанией “ГЕТНЕТ Консалтинг”, Москва), причем кроме базовой конфигурации продукта имеются лицензии на все специализированные судостроительные модули.
Это, во-первых, приложения для моделирования сложных судовых поверхностей – Generative Shape Design (GSD) и Freestyle Shaper (FS1), а также модули для проектирования судовых корпусных конструкций:
Основными модулями для проектирования судовых инженерных коммуникаций, трубопроводов и кабельных систем являются:
Основной (массовой) CAD-системой для внедрения 3D-технологии в производство на предприятии является Autodesk Inventor (поставлена компанией CSoft – Бюро ESG, Санкт-Петербург).
Одним из мощных инструментов трехмерного моделирования и разностороннего анализа проектируемых конструкций и механизмов является Autodesk Inventor Professional, который используется на предприятии для расчетов прочности различных конструкции кораблей и судов, а также для кинематических (динамических) расчетов. Так, при расчете прочности надстройки катера в районе узла захвата катера судовым подъемным устройством (СПУ) 3D-модель надстройки, выполненная первоначально в САПР Solid Works (для оценки возможности использования файлов в общей сборке модели в системе CATIA, рис. 3), была передана через STEP-формат в Autodesk Inventor Professional и далее проверена на прочность соответствующим расчетным модулем (рис. 4).
Примеры выполнения деталей машиностроения в САПР Autodesk Inventor показаны на рис. 5-8.
Как показывает опыт изготовления электронно-цифрового макета и постройки катера проекта 21770, разнородные САПР на предприятии ФГУП «ЦС “Звездочка”» вполне мирно уживаются между собой и своими функциональными возможностями хорошо дополняют друг друга. Главное, чтобы применяемые САПР поддерживали стандарт обменного файла (лучше STEP). Причем, если САПР CATIA используется в крупных судостроительных и машиностроительных проектах, то Autodesk Inventor, как правило, – в проектах средней сложности, например для изготовления изделий судового и общемашиностроительного назначения. Думается, для большинства предприятий, в том числе и судостроительной отрасли, рационально приобретать лицензии САПР и высокого, и среднего, и нижнего уровня.
Авторы статьи выражают благодарность специалистам компаний CSoft – Бюро ESG и “ГЕТНЕТ Консалтинг” за консультационную помощь и сопровождение в работе над проектами.