главная продукция написать письмо контакты

Использование информационных технологий в ЗАО "ЦНИИ судового машиностроения"

В статье рассказывается о процессе создания и внедрения в ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения” электронного архивного фонда (ЭАФ) и системы электронного документооборота технической документации (СЭД-Т) на основе информационной системы TDMS (Technical Data Management System), разработанной фирмой CSoft Development, а также дан обзор текущего состояния и перспектив их дальнейшего развития.

Для построения СЭД-Т на предприятии в первую очередь были определены задачи, которые должна была решать создаваемая системы:

  • создание единой информационной базы и единых способов информационного взаимодействия подразделений предприятия, то есть обеспечение доступа к информационным ресурсам системы с любого автоматизированного рабочего места (АРМ) в пределах предприятия;
  • формирование базы знаний для сохранения накопленного позитивного опыта проектирования изделий судового машиностроения, а именно: для сбора и хранения электронных технических документов (ДЭ-Т) и управления данными об электронных структурах (ЭСИ) проектируемых изделий, а также для управления электронными техническими документами;
  • осуществление перехода на безбумажную технологию разработки конструкторской документации (КД);
  • обеспечение взаимодействия пользователей через интерфейс системы с электронными КД в виде, наиболее приближенном к традиционному способу обращения КД в части разработки, авторизации, создания извещений об изменениях, регистрации в ЭАФ и пр.;
  • создание для руководителей предприятия и структурных подразделений механизма, позволяющего контролировать в реальном времени процесс разработки и обращения ДЭ-Т;
  • обеспечение независимости СЭД-Т от CAD-систем и приложений, используемых для разработки ДЭ-Т;
  • интеграция в информационное пространство хозяйственных партнеров в масштабах судостроительной промышленности РФ.

Все вышеперечисленные задачи сводились, по существу, к двум главным: создание механизма ввода информации в базу данных (БД) предприятия, иначе создание ЭАФ, и разработка механизмов дальнейшего практического использования ЭАФ.

На начальном этапе создания СЭД-Т специалисты предприятия пошли по традиционному пути и начали с решения первой задачи, то есть с создания механизма формирования и эксплуатации ЭАФ. В созданный электронный фонд конструкторской документации был внесен большой объем информации, продолжающий пополняться как за счет вновь выпускаемых документов, так и за счет КД, накопленных в предыдущие годы. На текущий момент ЭАФ предприятия насчитывает около 80 тыс. архивных электронных КД.

Однако при попытке практического использования ЭАФ, то есть реализации второй задачи, выявились следующие проблемы:

  • скорость заполнения ЭАФ, особенно на первых этапах, была слишком мала из-за больших объемов информации, нуждающейся в первичной обработке;
  • работники архива не могли достаточно полно собирать и упорядочивать всю имеющуюся в наличии электронную информацию, поступавшую от разработчиков, ввиду ее обширности и сложности структур разрабатываемых изделий;
  • электронные документы, составляющие ЭАФ, не являлись подлинниками, поскольку не были авторизированы электронной цифровой подписью (ЭЦП), а содержательная часть ДЭ-Т представляла собой растровые скан-копии подлинников (калек) КД, что затрудняло ее эффективное использование для разработки новых проектов;
  • постоянное внесение изменений в подлинники КД делало информацию недостоверной на время, требуемое для физического обновления ЭАФ;
  • взамен наглядной схемы проекта пользователь получал лишь традиционный вид учетных архивных карточек КД в деструктурированной форме;
  • появилась необходимость параллельного ведения на предприятии традиционного “бумажного” и электронного документооборота КД.

Осознавая, что создание ЭАФ не самоцель, а логический процесс завершения разработки электронной системы хранения КД, в ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения” было принято решение о форсировании работ по созданию полноценной СЭД-Т и переводе предприятия на технологию безбумажного выпуска КД.

С учетом накопленного опыта и новых требований ЕСКД к электронным документам была разработана принципиальная схема СЭД-Т (рис. 1) и сформулированы следующие основополагающие принципы построения системы:

  • осуществление полной компьютеризации и объединения в сеть всех участников процесса разработки и использования ДЭ-Т;
  • создание пакета стандартов предприятия, определяющих правила разработки, использования, учета, хранения и обращения электронных конструкторских документов в среде СЭД-Т;
  • разработка комплекса организационно-технических мероприятий по разграничению прав доступа к системе и содержащейся в ней информации на основании бизнес-правил предприятия.

Рис. 1. Принципиальная схема функционирования СЭД-Т в ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения”

Были также разработаны положения, регламентирующие статус и правила обращения ДЭ-Т как с основным информационным объектом СЭД-Т:

  • все ДЭ-Т создаются и проходят этапы жизненного цикла (ЖЦ) только в рамках СЭД-Т предприятия. Вне системы ДЭ-Т не имеют юридической силы до тех пор, пока не будут введены (импортированы) в СЭД-Т;
  • жизненный цикл ДЭТ-Т в системе состоит из последовательных этапов. Количество и состав этапов ЖЦ определяется видом ДЭ-Т. На каждом этапе жизненного цикла ДЭ-Т должен иметь соответствующий статус. Соответствие этапов ЖЦ и статусов ДЭ-Т определяется нормативными документами предприятия;
  • информация об изделии (проекте) формируется в системе в виде электронной структуры изделия (ЭСИ). Правила построения ЭСИ должны быть идентичны классическому виду построения изделий в виде спецификаций, а глубина структуризации должна позволять получить необходимую информацию о любой составляющей единице изделия;
  • создание ДЭ-Т и формирование ЭСИ выполняется непосредственно разработчиком конструкторской документации на АРМах, оснащенных соответствующим программным обеспечением. Разработчик несет полную ответственность за качество и достоверность информации, вносимой в СЭД-Т;
  • ДЭ-Т имеет внутреннее и внешнее представления и состоит из реквизитной и содержательной частей;
  • регистрация ДЭ-Т в системе и заполнение его реквизитной части выполняется одновременно с разработкой содержательной части документа, а не после окончательной сдачи документа в ЭАФ;
  • основополагающие настройки программного обеспечения для разработки ДЭ-Т должны носить корпоративный характер и не зависеть от персональных предпочтений конкретного разработчика (пользователя);
  • подлинность ДЭ-Т в среде СЭД-Т подтверждается ЭЦП или информационно-удостоверяющим листом (УЛ);
  • корректность вводимых данных в части создания ЭСИ и значений атрибутной части ДЭ-Т должно, по возможности, максимально полно контролироваться системой;
  • внесение любых изменений в ДЭ-Т, имеющих статус “Подлинник”, возможно только на основании извещения об изменениях по правилам ЕСКД. Внесение изменения в ДЭ-Т выполняется с помощью специальных программных средств СЭД-Т, обеспечивающих создание электронного извещения об изменениях и позволяющих учитывать изменения (версионность) ДЭ-Т;
  • для обмена информаций между участниками ЖЦИ (жизненный цикл изделия), не включенными в круг пользователей или находящимися вне пределов сетевой конфигурации СЭД-Т предприятия, используются твердые копии ДЭ-Т, выполненные на бумажном носителе.

Определившись с постановкой задачи создания СЭД-Т, на предприятии приступили к ее реализации. В процессе построения СЭД-Т был разработан специальный комплекс программных системных надстроек для TDMS, разработан и введен в действие ряд нормативных и распорядительных документов, приобретено соответствующее оборудование и проведено обучение сотрудников предприятия работе с системой.

Все это позволило с ноября 2007 года перейти в ЗАО “ЦНИИ СМ” на безбумажную технологию разработки КД в рамках опытно-промышленной эксплуатации СЭД-Т.

Функционирование СЭД-Т

Аутентификация пользователя

Для работы в СЭД-Т сотрудник предприятия должен быть зарегистрированным пользователем системы. В СЭД-Т существует четкое разграничение прав доступа пользователя к техническим и информационным ресурсам системы, которые определяются его должностными обязанностями. Для регистрации и настройки прав используются средства системы TDMS. При регистрации пользователя системой автоматически генерируется системный ключ, неизвестный пользователю. В дальнейшем ключ используется для однозначной аутентификации пользователя при проведении системного мониторинга.

Зарегистрированному пользователю под расписку выдается логин и открытый пароль для входа в систему. Открытый пароль необходим для первичного входа в систему. Далее пользователь обязан средствами системы TDMS изменить открытый пароль на закрытый, который должен быть известен только пользователю. Необходимость смены пароля, правила и частота смены пароля и пр. определены нормативными документами предприятия. Ответственность за обеспечение секретности закрытого пароля и защита его от третьих лиц является обязанностью пользователя системы, что тоже определено в нормативных и распорядительных документах предприятия. Техническая защита закрытого пароля обеспечивается средствами операционной системы и системы TDMS.

Наличие “плавающих” лицензий системы TDMS и применение принципа корпоративных настроек базового программного обеспечения АРМ позволяет пользователям иметь доступ в СЭД-Т с любого АРМ, подключенного к системе, вне зависимости от его территориальной дислокации.

Объекты системы

Одним из принципов построения системы определено, что ДЭ-Т является основным информационным объектом СЭД-Т, имеющим внутреннее и внешнее представления и состоящим из реквизитной и содержательной частей.

Все объекты системы имеют определенные свойства, которые можно разделить на две группы: базовые и прикладные. Базовые свойства объекта определяются функционалом системы TDMS, прикладные – программными надстройками системы.

ДЭ-Т создаются разработчиками КД на основе базовых объектов системы. В системе таких объектов три: объект “Спецификация КД”, объект “Конструкторский документ” и объект “Извещение об изменениях”.

Внешнее представление атрибутов ДЭ-Т выполнено в виде электронной карточки документа, с помощью которой обеспечивается ввод значений атрибутов в систему. На рис. 2-4 приведены примеры электронных карточек ДЭ-Т “Спецификация КД”, “Конструкторский документ” и “Извещение об изменениях”.

Рис. 2. Электронная карточка ДЭ-Т “Спецификация КД” Рис. 3. Электронная карточка ДЭ-Т “Конструкторский документ” Рис. 4. Электронная карточка ДЭ-Т “Извещение об изменениях”

Объект “Извещение об изменениях” также является структурированным объектом, в состав которого могут входить объекты “Спецификация” и “Конструкторский документ”.

Теперь перейдем к рассмотрению принципиальной схеме СЭД-Т (рис. 1).

Начнем с блока “Подразделения предприятия”. В этом блоке показано взаимодействие подразделений предприятия в процессе разработки электронной КД, то есть создание ДЭ-Т.

Как видно из схемы, разработка ДЭ-Т, а при необходимости и УЛ, выполняется в подразделениях-разработчиках КД. Под термином “разработка” в данном случае понимается совокупность определенных действий разработчика КД, результатом которых является создание в системе электронной карточки ДЭ-Т и ввод данных в реквизитную и содержательную части документа.

Данные для содержательной части ДЭ-Т могут формироваться разработчиком с использованием любой CAD-системы или приложения Windows (обеспечивается свойствами системы TDMS).

В системе нет жесткой программной регламентации порядка разработки изделия. Он определяется только методическими указаниями, закрепленными в нормативных и распорядительных документах предприятия. Разработчик сам определяет, что разрабатывать в первую очередь – спецификацию или входящую в нее документацию. Также в системе программно не регламентированы и маршруты движения ДЭ-Т по этапам разработки (жизненного цикла) документа/изделия.

Необходимые этапы разработки ДЭ-Т определяются разработчиком в соответствии со стандартами предприятия (СТП) и видом разрабатываемого документа.

Технически движение по этапам реализовано на основе маршрутизатора и внутренней электронной почты TDMS и специально разработанных настроек системы, которые в частности позволяют фиксировать количество возвратов документа разработчику на доработку.

Внутренняя электронная подпись (аналог ЭЦП) в структуре СЭД-Т носит корпоративный характер и предназначена для авторизации и согласования ДЭ-Т, включенных в состав СЭД-Т и имеющих хождение только внутри предприятия.

ВЭП является одним из основных реквизитов ДЭ-Т, предназначенным для защиты документов от подделки (искажения информации). ВЭП обеспечивает защиту ДЭ-Т только в рамках СЭД-Т и не распространяется на документы, не включенные в нее или исключенные из нее. Внутренняя электронная подпись введена в систему на основании п. 2 статьи 17 федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. No 1 ФЗ “Об электронной цифровой подписи”, в котором в сказано, что порядок использования ЭЦП (иначе ВЭП) в корпоративной информационной системе (в нашем случае СЭД-Т) устанавливается решением владельца корпоративной информационной системы (т.е. руководителем предприятия) или соглашением участников этой системы.

Правила применения УЛ для авторизации электронных документов определены в ГОСТ 2.051. По правилам функционирования системы, использование УЛ не отменяет требования авторизации документа ВЭП в части основной надписи чертежа.

Физически авторизация ДЭ-Т выполняется простым нажатием кнопки, расположенной на специальной вкладке электронной карточки документа (рис. 5). Естественно, что нажать кнопку и выполнить авторизацию документа может не всякий, а только должностное лицо, аутентифицированное в системе, участвовавшее в разработке ДЭ-Т и обладающее соответствующими правами. При авторизации ДЭ-Т данные должностного лица, выполняющего авторизацию, автоматически вносятся в атрибутную часть электронной карточки документа.

Рис. 5. Вид вкладки для авторизации ДЭ-Т

В системе принято, что полная авторизация ДЭ-Т происходит после проверки его нормоконтролем. Прошедшему нормоконтроль документу присваивается статус “Архивный подлинник”, и он автоматически размещается для хранения в единой информационной базе предприятия в разделе ЭАФ. Удостоверяющие листы, подписанные подлинными удостоверяющими и согласующими подписями, поступают для хранения в архивный фонд подлинников технической документации. На этом, собственно, и заканчивается процесс разработки документа.

Электронные документы, поступившие в ЭАФ со статусом “Архивный подлинник”, становятся доступны для пользователей системы лишь в режиме просмотра. Корректировка таких документов возможна только через специализированную подсистему, обеспечивающую внесение изменений в подлинники ДЭ-Т на основании документа “Извещение на изменение”.

Механизм внесения изменений в подлинник ДЭ-Т довольно прост. Для внесения изменений разработчик создает на основе объекта “Извещение на изменение” соответствующий ДЭ-Т “Извещение на изменение”. В электронной карточке документа заполняются данные реквизитной части. Содержание самого извещения формируется с использованием CAD-систем или приложений Windows, а затем добавляется в содержательную часть ДЭ-Т. Далее, методом ссылок в состав документа добавляются подлинники ДЭ-Т, предназначенные для изменения, это могут быть как спецификации, так и отдельные КД. При добавлении подлинников система автоматически создает их дубликаты. Разработчик вносит необходимые изменения в дубликаты и проводит все действия по авторизации дубликатов и самого извещения. По завершении авторизации, то есть после прохождения нормоконтроля, система автоматически выполняет следующие действия:

  • присваивает извещению и дубликатам статус “Архивный подлинник”;
  • заменяет подлинники на дубликаты;
  • бывшие подлинники, в виде очередной версии документа, сохраняет в системе.

На этом процесс внесения изменений завершен.

Архив предприятия

ГОСТ Р 51141—98 (п. 77) определяет архив (архивохранилище) как организацию или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и хранение архивных документов с целью их последующего использования. Архивный фонд, согласно п. 81 того же ГОСТ’а, – это совокупность архивных документов, исторически и/или логически связанных между собой. Примем в данной статье приведенные определения: архив – это подразделение, архивный фонд – совокупность документов (данных).

В настоящий момент в ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения” имеются два фонда: архивный фонд электронных документов (в статье он имеет аббревиатуру ЭАФ) и архивный фонд подлинников технической документации на бумажных носителях, иначе фонд калек. Эти фонды связаны между собой как логически, так и административно, поскольку данные калечного фонда могут иметь электронные копии в ЭАФ, а сами фонды находятся под управлением одного подразделения.

Как видно из рис. 1, ЭАФ формируется из подлинников ДЭ-Т и ДЭ-Т, созданных на основе электронных копий (ЭК) калек. Как в системе создаются подлинники ДЭ-Т, мы уже рассмотрели, рассмотрим процесс пополнения фонда за счет ЭК.

В начале статьи было сказано, что создание СЭД-Т началось с создания ЭАФ. Для этого на предприятии провели работы по формированию электронного реестра ЭАФ, т.е. в системе практически для всех подлинников КД были созданы электронные карточки ДЭ-Т. Далее развернулись работы по созданию, методом сканирования калек, электронных копий подлинников КД и включению их в виде содержательной части в электронные карточки соответствующих ДЭ-Т.

Надо отметить, что ДЭ-Т, созданные на основе подлинников КД, имеют в системе статус “Архивный КД”, который разрешает пользователям системы доступ к этим документам только в режиме просмотра. Это ограничение не относится к сотрудникам архива, в зависимости от своих прав они могут работать с этими документами в режиме корректировки.

В настоящее время процесс пополнения ЭАФ претерпел качественные изменения. Если прежде главным для сотрудников архива было создание архивных ДЭ-Т, то сейчас на первое место выходит требование восстановления электронных структур изделий на основе архивных ДЭ-Т, а уже затем пополнение ЭАФ.

Данное требование обусловлено тем, что разработчики КД могут использовать в своих проектах архивные ДЭ-Т, созданные на основе ЭК, как в виде отдельных КД, так и целых узлов (спецификаций). Если заимствованный архивный ДЭ-Т (не спецификация) органично вписывается в электронную структуру проектируемого изделия, то не имеющий электронной структуры заимствованный узел нарушает целостность всей ЭСИ.

Для восстановления ЭСИ в составе архива создана специальная группа, которая в плановом порядке и оперативно, по заявкам подразделений-разработчиков, выполняет эти работы. Восстановленные ЭСИ в обязательном порядке проходят верификацию на соответствие подлинной структуре, то есть спецификации на изделие.

Верификация выполняется сотрудниками нормоконтроля. По завершении верификации восстановленные документы поступают в ЭАФ, при этом им присваивается статус “Восстановленный архивный КД”, который практически аналогичен статусу “Архивный КД”.

Изначально, еще до создания СЭД-Т, в ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения” было принято решение с централизованном выводе графической информации, разработанной в подразделениях предприятия. Для этой цели был создан сетевой центр вывода графической информации (ЦВГИ), оснащенный широкоформатными плоттерами, а в последующем – инженерными комплексами.

На схеме (рис. 1) показано, что печать копий подлинников КД может выполняться как с калек, так и с электронных архивных копий подлинников КД. Печать копий подлинников КД не носит массовый характер и выполняется ЦВГИ на основе заявок подразделений предприятия в случае острой производственной необходимости. Для массового тиражирования копий подлинников КД и твердых копий на предприятии используют другие возможности.

Твердые копии распечатываются в ЦВГИ для дальнейшего их тиражирования и рассылки участникам жизненного цикла изделия, не включенным в круг пользователей СЭД-Т или находящимся вне пределов ее сетевой конфигурации.

Единая информационная база предприятия

Единая информационная база предприятия (ИБП) предназначена для информационного обеспечения СЭД-Т и процессов проектирования изделий. На рис. 1 видно, что ИБП делится на три следующие составляющие:

  • электронный архивный фонд ДЭ-Т;
  • рабочая база ДЭ-Т;
  • база нормативно-справочной информации (БНСИ).

Что такое ЭАФ, было рассказано в предыдущем разделе. Теперь в вкратце обрисуем, что такое рабочая база ДЭ-Т и БНСИ.

Рабочая база ДЭ-Т есть не что иное, как условная часть базы данных СЭД-Т, к которой относятся все созданные и функционирующие в системе объекты со статусами, отличными от статусов объектов, входящих в ЭАФ, то есть от статусов “Архивный КД”, “Восстановленный архивный КД” и “Архивный подлинник”. Доступ к объектам рабочей базы определяется их статусом и правами пользователя.

БНСИ представляет собой совокупность различных информационных систем, каждая из которых имеет собственный массив данных. Часть этих систем разработаны на самом предприятии, другие приобретены у сторонних организаций. Ввиду того, что массивы данных инфосистем сторонних организаций и СЭД-Т гетерогенны по составу, структуре и пр., обмен данными между ними организован на основе интерфейсов API и буфера обмена Windows.

Использование инфосистем в повседневной работе позволило облегчить труд разработчиков КД и обеспечило однородность и структурированность данных в СЭД-Т, что позволяет создавать точные и однозначные поисковые характеристики объектов системы, которые можно использовать для получения различных отчетов и других производственных целей.

Заключение

В данной статье не были освещены ведущиеся на предприятии работы по созданию на основе СЭД-Т единого информационного пространства для взаимодействия ЗАО “ЦНИИ судового машиностроения” и ОАО “Пролетарский завод”, который является основным изготовителем проектируемых в ЦНИИ СМ изделий.

В статье не говорилось и о процессе создания и внедрения СЭД-Т, который был довольно сложным и трудоемким по многим общеизвестными причинам, типичным практически для любого предприятия, имеющего глубокие, исторически сложившиеся производственные традиции. Также не затрагивались проблемы, связанные со скудной нормативной базой, отсутствием специализированного раздела в системе государственных стандартов и достаточного числа самих стандартов, освещающих вопросы ИТ.

Все это темы других статей, а в заключение хочется сказать, что процесс идет и что информационные технологии прочно входят в арсенал промышленных предприятий.

Д.В. Суслов, В.П. Санев, С.В. Смирнов

"REM" 5, 2009 г.

Эл. версия "REM" 5, 2009 г.

Теги: Машиностроение, Судостроение, TDMS, Управление проектной документацией/документооборот,

 

вернуться к списку