В сентябре 2010 г. в соответствии с Приказом № 318 по ОАО «Росжелдорпроект» в 20 филиалах Общества принята в постоянную эксплуатацию Корпоративная автоматизированная система проектирования устройств СЦБ и связи (КАСПР). В состав КАСПР входят 33 системы автоматизированного проектирования устройств СЦБ и связи, корпоративный банк данных технической и нормативно-справочной документации, корпоративная сеть передачи данных, объединяющая филиалы общества в единое информационное пространство.
Работы по созданию КАСПР выполнялись в ГТСС в 2007–2010 гг. При создании системы были использованы разработанные ВНИИАС концептуальные положения отраслевой Программы перевода системы проектирования устройств СЦБ на технологию САПР (Программа САПР СЦБ).
В основу Программы САПР СЦБ положены следующие принципы:
Следует отметить, что на начало 2006 г «Трансинформ» – филиал ОАО «РЖД» выполнил Программу САПР СЦБ в части поставок вычислительной техники и лицензионного программного обеспечения. Так, в рамках Программы было закуплено и поставлено в проектные институты 455 лицензий AutoCAD и 245 лицензий на дороги для отделов и групп технической документации.
Таким образом, в соответствии с политикой ОАО «РЖД», в отраслевых проектных институтах, в технических отделах и группах технической документации служб автоматики и телемеханики в рамках Программы САПР СЦБ создавалась инфраструктура, ориентированная на выпуск и использование технической документации в формате AutoCAD.
Разрабатываемые программные средства САПР СЦБ передавались как в ведомственные проектные институты, так и на дороги. Например, в 2005 г. на базе четырех отделений Западно-Сибирской дороги был организован опытный полигон, в состав которого вошли семь дистанций сигнализации и связи: Входнинская, Омская, Барабинская, Новосибирская, Алтайская, Тайгинская и Кемеровская. Работники этих дистанций прошли обучение на курсах повышения квалификации по теме «Система автоматизированного проектирования устройств СЦБ на базе AutoCAD», организованных Омским государственным университетом путей сообщения. Всего были обучены и аттестованы 25 инженеров групп технической документации. По результатам опытной эксплуатации был сделан вывод о готовности программных средств САПР СЦБ к тиражированию во все дистанции Западно-Сибирской дороги.
Ход работ по реализации Программы САПР СЦБ ежегодно обсуждался на технических совещаниях в Департаменте автоматики и телемеханики, научно-практических конференциях ТрансЖАТ, освещался в журнале «АСИ».
Функциональный заказчик в лице Департамента автоматики и телемеханики активно способствовал реализации Программы: согласовывал задания на выполнение работ, осуществлял приемку технической документации и вновь разработанных программных средств, планировал поставку вычислительной техники и лицензионного AutoCAD на дороги.
В связи с созданием в 2006 г. дочернего общества ОАО «Росжелдорпроект», финансирование работ по дальнейшему развитию САПР СЦБ со стороны ОАО «РЖД» было приостановлено. По решению Департамента на дорогах в группах технической документации стали внедрять АРМ ВТД, разработанный ПГУПС. Так как формат электронного представления документов в АРМ ВТД отличался от формата AutoCAD, принятого в САПР СЦБ, разработчики АРМа обязались создать программы-конверторы, преобразующие формат AutoCAD в формат АРМ ВТД и обратно. По мнению ПГУПС, для увязки форматов требовалась разработка 14 программ-конверторов, преобразующих следующие виды документов: схематические и двухниточные планы станций, таблицы взаимозависимости, внешний вид аппаратов управления, план размещения оборудования, принципиальные и монтажные схемы. К сожалению, до настоящего времени в постоянную эксплуатацию не введен ни один конвертор.
В 2007 г. ОАО «Росжелдорпроект» поставило перед ГТСС задачу разработать собственную корпоративную автоматизированную систему проектирования (КАСПР). За основу были взяты принципы построения САПР, разработанные ВНИИАС и утвержденные руководством ОАО
«РЖД» в Программе САПР СЦБ.
Структурная схема КАСПР представлена на рисунке.
Основными компонентами системы являются:
Программные средства КАС-ПР, установленные на 750 АРМах проектировщиков, обеспечивают комплексное (сквозное) проектирование устройств железнодорожной автоматики и связи, в том числе:
За время опытной и постоянной эксплуатации КАСПР в 2009–2011 гг. филиалы ОАО «Росжелдорпроект» выполнили 120 проектов ЭЦ, 30 проектов АБ, произвели индивидуальный расчет более 5000 станционных и перегонных ТРЦ, рассчитали продольные профили трех сортировочных горок, протестировали системы автоматизированного проектирования диспетчерской централизации, диспетчерского контроля и связи. По числу проектных задач, автоматизируемых в КАСПР, система не имеет аналогов.
В первой половине 2011 г. в филиалах ОАО «Росжелдорпроект» введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система «Корпоративный банк данных технической и нормативно-справочной документации на устройства СЦБ и связи» (АС КБД). Эта система позволяет проектировщику со своего рабочего места получить доступ к нормативно-справочной документации по проектированию, к эталонам проектов, актуальным версиям программных средств и баз данных КАСПР. В настоящее время ведется регистрация пользователей в АС КБД и производится наполнение корпоративного банка данных требуемой информацией.
С целью скорейшего освоения технологии автоматизированного проектирования, ГТСС ежегодно проводит школы передового опыта. На школы приглашаем проектировщиков – представителей филиалов, с которыми проводим практические занятия, направленные на освоение работы с новыми программными средствами. Очередная, пятая школа по вопросам использования КАСПР состоялась в мае этого года в ГТСС.
В рамках работ по сопровождению программных средств КАСПР, институт направляет в филиалы запросы об использовании КАСПР в реальном проектировании, выявленных замечаниях в работе программ, предложениях по расширению их функциональных возможностей. На основании полученных ответов составляем план-график устранения замечаний и доработок программных средств. Новые версии программных средств ежеквартально направляем в филиалы.
Кроме того, разработчики КАСПР организовали форум в сети интранет РЖД. С помощью форума проектировщики филиалов ОАО «Росжелдорпроект» могут задать вопрос непосредственно разработчикам КАСПР, ознакомиться с ответами на ранее заданные вопросы, получить ответ на свой вопрос.
Дальнейшее развитие КАСПР планируем осуществлять путем совершенствования математических методов решения проектных задач, создания базы знаний проектных решений, баз эталонных и реальных проектов, доступных проектировщику для использования в новом проектировании.
Подводя первые итоги использования КАСПР в реальном проектировании, можно сказать, что в системе полностью реализованы принципы и структура концепции ОАО «РЖД» по переводу системы проектирования устройств СЦБ на технологию САПР. Реализация этих принципов уже сейчас позволяет филиалам ОАО «Росжелдорпоект» существенно повысить качество проектов при одновременном сокращении сроков и себестоимости проектирования.
Эл. версия "Автоматика, связь, информатика" 10, 2011 г.